Секреты изготовления велосипедных рам.
Для одних велосипедов главное - жeсткость рамы, при этом возникает проблема с комфортом, для других наоборот, для третих самое важное - это малый вес.
При этом всегда необходимо учитывать, что цена должна быть доступной.
Существует масса технологий производства труб и их соединений.
В серийном производстве находятся такие рамы:
- • Стальные
- • Высоколегированные
- • Хромомолибденовые
- • Алюминиевые(имеется ввиду сплавы на основе алюминия)
- • Титановые
- • Карбоновые
- • Комбинированные (титаново-хромомолибденовые, алюминиево-карбоновые)
Трубы для Стальных рам изготавливают из листовой низкоуглеродистой стали путeм скручивания и сваривания по центру. Такие рамы характеризуются низкой ценой, большим весом и малой выносливостью.
Высоколегированные - это стали с высоким содержанием хрома, молибдена, кобальта и т.д. Стальные высоколегированные рамы имеют хорошее соотношение цена-качество. Конечно, велосипеды получаются не очень лeгкие и накатистые, но зато это у них самые надeжные рамы. Рама из высоколегированной стали разрушается постепенно - сначала появляется трещина, затем надлом и только после этого разрушение. Качественные недорогие велосипеды на основе рам из высоколегированных сталей производит фирма Comanche - такие модели как Prairie, Ontario и детская Pony.
Хромомолибденовые стали отличаются пружинящими свойствами. Такие рамы хорошо поглощают вибрации, возникающие из-за неровности поверхности дороги. Велосипеды на основе таких сталей сейчас большая редкость из-за удешевления труб из алюминиевых сплавов. Но очень распространены жeсткие вилки на основе хромомолибдена.
Алюминиевые сплавы (чаще всего-это сплав алюминия со свинцом или цинком) получили самое широкое распространение в результате небольшой стоимости (немного дороже стальных). А вот характеристики алюминиевых рам намного интереснее стальных. Алюминиевые рамы имеют трубы большего диаметра, большую толщину стенок, при этом меньший вес и большую жeсткость. Однако разрушаются такие рамы внезапно. Такие рамы лeгкие, накатистые, хотя и более чувствительны к неровностям дороги.
Рамы из титановых сплавов встречаются крайне редко, поскольку они очень дорогие. Дороговизна объясняется сложностью механической обработки и сварки, однако они не поддаются коррозии и стойки к механическим воздействиям, хотя разрушаются внезапно, как и алюминиевые и не поддаются восстановлению. На основе таких сплавов делают рамы для шоссейных и горных велосипедов топового уровня.
Композитные и карбоновые рамы изготавливают из нитей кевлара, фибергласа, карбона, угольной нити. Специальный станок сплетает трубчатый чулок, который пропитывается компаунд-смолами и спекается при температуре 1800 градусов. После механической обработки полученные трубы с помощью металокерамических клеев приклеиваются к алюминиевым и титановым узлам. Готовое изделие проходит термическую обработку.
По весу, прочности, жeсткости композитные и карбоновые рамы значительно превосходит конкурентов, но такие рамы очень дорогие, не стойкие к точечным ударам и не подлежат восстановлению.
Велосипеды с карбоновыми рамами имеют наилучшие ходовые качества, в то же время обладая повышенной чувствительностью к неровностям, и, как следствие, к сильным вибрациям. Карбоновые рамы изготовляют для велосипедов, которые предназначены для спортсменов, принимающих участие в соревнованиях.
Кроме того, каждая серьeзная фирма разрабатывает свои технологии изготовления рам. Например, Bergamont использует 3D ковку труб. Trek разработала сплав Alpha Silver Aluminum, а Cannondale запатентовала технологию Save.